Для начала вы должны понимать, что на автомобили ВАЗ 2101, которые были выпущены до 1986 года, устанавливались стартеры, которые имели маркировку СТ-221. Его конструкция была построена на основе дистанционного управления и специальной обгонной муфте роликового типа. В более поздних моделях, уже ставили стартер с маркировкой 35.3708. Его конструкция отличалась тем, что предусматривала наличие торцевого коллектора и особого реле с двумя обмотками, которая выполняла функцию втягивания коллектора.
Устройство обоих видов стартеров автомобиля ВАЗ 2101
Стартер СТ-221 состоит из нескольких основных компонентов:
— якорь с системой привода;
— реле электромагнитного типа;
— две крышки;
— обмотки возбуждения, которые расположены в специальном корпусе из стали.
Видео. Ремонт стартера ВАЗ 2101 своими руками
Напомним, что на нашем сайте уже есть публикация про ремонт стартера ВАЗ 2101 своими руками. Возможно данные статьи немного похожи, но с ними стоит ознакомиться.
Стоит отметить, что крышки и корпус представляют собой единое целое. Они закреплены при помощи специальных шпилек. Внутри корпуса расположены 4 полюса, крепление которых осуществляется при помощи винтов. На полюса заведены катушки обмотки. Две из катушек являются параллельными по отношению к обмотке якоря, а еще две – перпендикулярными. Соединение между параллельными и перпендикулярными катушками выполнено последовательно. В итоге, СТ-221 обеспечивает смешанный процесс возбуждения стартера.
Если говорить о стартере 35.3708, то он совсем незначительно отличается от СТ-221. Суть изменений сводится к наличию коллектора торцевого типа, который выполнен из пластмассы. Благодаря данному элементу, стартер стал более надежным, а его вес значительно уменьшился. Еще одним изменением является наличие трех сериесных катушек и одной шунтовой.
Когда стоит разбирать стартер на автомобиле ВАЗ 2101?
Существует три основные причины, по которым следует заняться ремонтом стартера:
1. Поломка втулок. Если произошла данная поломка, то начинает происходить соприкосновение между якорем и стартером, что, в конечном счете, может привести к более серьезным проблемам, таким как выход из строя планетарного механизма или деталей маховика.
2. Перегрев обмотки. Данная проблема возникает в связи со слишком долгим вращением стартера. Если долго не обращать внимания на эту проблему, может расплавиться изоляция, что приведет к короткому замыканию.
3. Сбои в работе электрической цепи транспортного средства. Если система проводов автомобиля начинает работать неправильно, то вы должны срочно проверить всю электрическую проводку транспортного средства, так как выйти из строя может не только стартер, но и многие другие элементы машины.
Видео. Замена втулок стартера на ВАЗ 2101
Все описанные выше причины, не дают нормально работать стартеру – одному из самых важных элементов в «копейке».
Эксплуатация транспортного средства с ними, может привести к следующим типичным поломкам:
1. Реле, отвечающее за втягивание коллектора, начинает заедать, а сам стартер перестает крутиться. В этом случае, вам нужно демонтировать реле и проверить, насколько правильно двигается якорь.
2. Коленвал при начале работы стартера крутится слишком медленно. В этом случае, вам необходимо провести проверку наличия должного количества заряда в аккумуляторной батарее, а также проверить контакты батареи на предмет окисления. Если с аккумулятором все в порядке, то проведите чистку щеток и коллектора стартера, в подавляющем большинстве случаев проблема после этого устраняется.
3. После запуска мотора, стартер не перестает работать. В этом случае вам следует оценить подшипники на предмет износа и заменить по необходимости. Также, если с подшипниками все в порядке, то вам стоит провести замену обмотки катушек или же смену замка зажигания.
4. Коленвал не крутится во время вращения якоря. В этом случае вам следует провести добросовестную очистку коленчатого вала, а также смахать его моторным маслом. Если это не поможет, то придется разбирать, чистить и смазывать муфту свободного хода.
Отдельно стоит коснуться проблем, когда стартер совсем не подает признаков жизни.
На данную проблему может быть целых три причины:
1. Включатель системы зажигания транспортного средства не дает хорошего контакта. Нужно разобрать включатель и проверить контакты, по необходимости произвести замену.
2. Поломалось втягивающее реле. Самая частая причина такой беды – обрыв в обмотке. В этих случаях, вам следует перекрутить обмотку и заменить реле, ремонту оно не подлежит.
3. Нет контакта с цепью питания. В этом случае, вы должны проверить все узлы цепи, которые предшествуют стартеру, а также зачистить все контакты от продуктов окисления и ржавчины.
Как разобрать стартер на автомобиле ВАЗ 2101?
Чтобы точно определить, в чем проблема со стартером, вам следует разобрать его. Других способов точно выявить неисправность, просто нет.
Для этого, вначале, вы должны демонтировать сам стартер:
— снимаем воздушный фильтр с карбюратора;
— отвинчиваем гайки, которые соединяют двигатель со стартером;
— снимаем провода, отметив на листочке, как они были присоединены и продвинув стартер не много от себя, вытаскиваем его.
Стоит отметить, что в предыдущей статье мы рассматривали монтажный блок на ВАЗ 2115, расположение предохранителей и как определить сгоревший или нет.
После того, как стартер демонтирован, для диагностики неисправностей, его следует разобрать по следующей схеме:
— выкручиваем три винта крепления и болт, демонтируем пружину и снимаем втягивающий цилиндр;
— вытащите якорь, приподняв немного вверх и сняв его с зацепок;
— при помощи плоской и крестовой отверток, вам нужно снять кожух и открутить крышку стартера;
— отсоедините щетки от пластины держателя;
— снимите трубку изоляции;
— демонтируйте перемычку на щетках и вытащите их из держателя;
— далее вы должны выпрессовать втулку, ось и шплинт рычага привода при помощи отвертки.
Сборка стартера после ремонта производится в обратном порядке.