Согласно статистике «Ассоциации европейского бизнеса», с начала 2014 года объем продаж новых автомашин в России упал на 13%, в том числе в сентябре – на 20,1% (соответственно до 1,77 млн и 197,6 тыс. штук) к аналогичным периодам прошлого года. Тем не менее, количество машин в пересчете на одну семью демонстрирует впечатляющий рост.
Как утверждает агентство «Автостат», по результатам опроса более 26 тысяч респондентов складывается следующая картина: свой автомобиль имеют 51% российских семей (по терминологии статистики – домохозяйств), в том числе 34% семей — одну автомашину, 13,5% — две, 3% — три, 0,5% — четыре автомобиля и более. Иначе говоря, из 52,7 млн домохозяйств России автомобили имеются почти в 27 млн (если быть точным, в 26,87 млн).
Конечно, россиянам еще далеко до американцев: в США (данные 2012 г.) автомобиль не имеют всего 9,2% домохозяйств. Однако частный автопарк в России каждый год прирастает почти на 5%. К тому же своих «железных лошадей» россияне берегут как зеницу ока, а не меняют их как перчатки. Сейчас средний возраст частной легковушки в России составляет 12 лет (в том числе отечественной – 14,9 года, а иномарки – 9 лет).
Напомним, что 23 октября на Волжском заводе был остановлен конвейер производства Lada Kalina и Lada Granta. Причиной послужили проблемы с поставщиками, у которых были проблемы с доставкой нужного количества комплектующих на предприятие вовремя. В настоящее время «АвтоВАЗ» получил те детали, в которых нуждался для продолжения работы, то есть предприятие возобновило выпуск Lada Kalina и Lada Granta.
Так что «догнать и перегнать» американцев при таком росте автопарка и такой бережливости россиян – дело ближайшего десятка лет. Даже в условиях неблагоприятной конъюнктуры, которая предрекает российскому автомобильному рынку 12-процентное падение продаж по итогам нынешнего года.