Неисправности выхлопных систем — это не только громкие звуковые эффекты, вызванные ржавым глушителем. Это также бесшумно забитые каталитические нейтрализаторы и сажевые фильтры, а также лямбда-зонды. Ниже представлены возможные повреждения системы отвода отработанных газов.
1. Выпускной коллектор
Первым элементом системы выхлопа двигателя является выпускной коллектор. Изготовленный из чугуна или стали, он может не выдержать больших изменений температуры, с которыми он сталкивается, когда двигатель нагревается и затем охлаждается. Трещина в выхлопном коллекторе — это хрипящий звук при работе двигателя на высокой скорости. Кроме того, неисправность может привести к ослаблению двигателя и неравномерному холостому ходу. Ремонт коллектора является приемлемым и может иметь положительный эффект. Точный, хорошо выполненный сварной шов выдержит высокие температуры, «растягивающие» коллектор. Однако, если пятно вокруг сварного шва также окажется под нагрузкой, то, возможно, через несколько сотен километров придется снова проводить ремонтные работы.
2. Катализатор на замену
Ненадлежащий состав выхлопных газов, некачественное топливо или тяжелый запуск двигателя могут необратимо разрушить керамическую структуру катализатора. Частицы сажи могут также оседать в каталитическом нейтрализаторе — особенно если автомобиль используется для поездок на короткие расстояния. Затрудненный поток отработавших газов способствует снижению мощности двигателя.
Грязный каталитический нейтрализатор может повредить глушитель. В случае с бензиновыми двигателями может помочь поездка на автомобиле в динамичном режиме. Как только двигатель прогревается, нужно динамически разогнаться и некоторое время ехать на высоких оборотах. После этого автомобиль должен поработать еще несколько минут на низких оборотах. Если производительность автомобиля не улучшится, то придется заменить или удалить катализатор у группы компаний Катализаторофф.
3. Лямбда-зонд
Проблемы с мощностью также могут быть вызваны лямбда-датчиком, который влияет на качество смеси, поступающей в двигатель. Датчик можно проверить, подключив автомобиль к диагностическому компьютеру, который должен показывать ошибку. Другой способ — проверить зонд вольтметром. Следует помнить, что в выхлопной системе могут быть установлены два лямбда-датчика. Первый измеряет состав отработавших газов до и второй после каталитического нейтрализатора.
4. Грязный сажевый фильтр
Фильтр DPF устанавливается в дизельных автомобилях. Система, уменьшающая количество сажи в выхлопных газах, выбрасываемых в атмосферу, появилась в 2000 году. Сейчас фильтр DPF/FAP установлен практически во всех дизельных двигателях. Чтобы фильтр использовался в течение длительного времени, очень важно помнить о том, чтобы не прерывать процесс дожигания. Однако иногда его быстрый износ не зависит от действий водителя. Неверные параметры сгорания топлива, вызванные отказом топливной системы двигателя, включая, например, неисправность дроссельной заслонки или неправильную работу турбокомпрессора, могут способствовать засорению фильтра.
Забитый фильтр может быть регенерирован в процессе эксплуатации. Однако, если фильтр заполнен более чем на 90%, регенерация не будет эффективной. Тогда придется заменить фильтр, и это немалые расходы. При появлении ошибок, связанных с сажевым фильтром, следует также учитывать, что, как и в случае с катализатором, датчики могут нести ответственность за указанные нарушения. О правильной работе датчиков сообщит напряжение, измеренное диагностическим прибором.
5. Влага и ржавчина
Выхлопная система, включая трубы, гибкие компенсационные шланги и глушители, подвергается воздействию воды. Кроме того, в глушителе накапливается влага, в результате чего изнутри появляются очаги коррозии. В итоге могут появиться дыры. В таких случаях есть выбор — отремонтировать систему путем сварки элементов или купить новые детали. Кроме того, зажимы, удерживающие трубы и глушители на шасси, могут подвергаться коррозии. Крепеж может быть резиновым. Разрушение фиксаторов или подвесов может привести к появлению шума, а в некоторых случаях — к поломке системы. Необходимо проверять их состояние как минимум два раза в год, чтобы избежать неприятных сюрпризов на дороге.